Первые самураи вербовались феодалами из
более или менее обеспеченной части
сельского населения их владений. Другим
источником пополнения дружин были средне- и
низкоранговые представители
аристократических родов, не занятые
земледелием, охотники, рыбаки.
Дружинники постепенно
превращались в вооруженных слуг,
получавших от своего хозяина содержание —
жилище и пищу, а иногда и участки земли с
приписанными крестьянскими дворами. Такие
самураи сами превращались в феодалов.
Вскоре самурайские
дружины выросли до внушительных размеров,
они стали представлять собой настоящие
частные армии. Их воинское мастерство
оттачивалось в постоянных схватках с
различными врагами: от соседей,
претендующих на земли их господина, до
отрядов айнов, от которых буси переняли не
только многие военные навыки, но и
некоторые культурные и религиозные моменты,
в частности широко распространенный среди
варваров обряд вспарывания живота.
В стране стали
нарастать центробежные тенденции;
используя появившуюся у них военную силу,
крупные помещики приступили к
самостоятельному переделу земель,
захватывая владения и туземцев, и соседей, и
императора.
Военная напряженность
между новыми феодальными домами продолжала
нарастать вместе с ростом их силы и
могущества.
Сформировалась
военная тактика самураев, остававшаяся
неизменной до появления в Японии
огнестрельного оружия в ХV1 в. Несмотря на то,
что во многих сражениях участвовали
крупные массы войск и японские полководцы,
несомненно, были знакомы с трудами
китайских стратегов, большинство битв
сводилось к стычкам одиночных воинов. В
таких условиях самураям легче было
продемонстрировать свое мастерство во
владении боевыми искусствами, мужество и
презрение к смерти.
Во второй половине ХV в.
участившиеся междоусобные стычки
переросли в настоящую гражданскую войну.
Этот период с 1467 г. по 1568 г. называют Сэнгоку
Дзидай, т.е. «Эпоха воюющих провинций». Вся
страна оказалась залита кровью. Для
самураев наступили благословенные времена.
Все воевали со всеми. Из 250 родовитых даймё к
концу войны осталось лишь около десятка.
Зато им на смену появились сотни сэнгоку-даймё
— небогатых первоначально, но честолюбивых
и ни перед чем не останавливающихся военных
феодалов.
Дороги Японии и
прибрежные воды заполонили полчища
разбойников и пиратов. Многие из них были не
только бывшими крестьянами, но и самураями (ронинами),
потерявшими в многочисленных войнах и
стычках своих хозяев и не имевшими в таких
условиях иных средств существования.
Крестьяне, бывшие не в состоянии себя
защитить, прозябали в нищете и страхе. В то
же время резко увеличился приток сельских
жителей в самурайские дружины.
Это время стало
временем расцвета военного искусства
самураев. Именно тогда в сражениях стали
принимать участие крупные конные и пешие
массы войск, появилось огнестрельное
оружие. Достигло своего апогея
использование разведчиков и диверсантов —
ниндзя и окончательно сформировались
первые крупные школы боевых искусств.
Начиналось активное строительство замков.
В конце ХV1 в. при
Тоётоми Хидэёси было установлено четкое
социальное деление всех слоев общества. На
верхушке этого общества, сразу вслед за
императором и аристократами, стояли
самураи. Воины получили множество
привилегий. Законодательно было оформлено
право ношения воинами двух мечей. Кроме них,
этого права не имел никто. Каждого
простолюдина или крестьянина, который, по
мнению самурая, проявил к нему
недостаточное уважение, он мог
безнаказанно зарубить на месте.
В период сёгуната
Токугава была установлена определенная
градация и среди самих самураев.
Наиболее богатые
представители класса, имевшие огромный
доход — от 10 000 коку риса в год и выше,
получили титул даймё.
Помимо даймё, верхушку
военного общества составляли личные
вассалы сёгуна — хатамото (около 5 тыс.
человек), имевшие целый ряд специальных
привилегий, и 15–20 тысяч подчиненных воинов.
Эта прослойка была безоговорочно предана
своему хозяину и служила опорой власти
Токугава, т.к. ее представители занимали
наиболее важные и ответственные посты в
государстве.
Основную массу среди
самураев составляли воины низшего ранга —
асигара. Их насчитывалось несколько
миллионов человек. Подавляющее большинство
воинов жило в призамковых городах, которые
с конца эпохи Сэнгоку дзидай и до начала
мира Токугава выросли в изобилии по всей
Японии. Богатые даймё, построившие огромные
и роскошные замки, селили своих воинов
внутри и поблизости от крепостных стен.
Наиболее богатые из самураев жили в
собственных домах и получали рисовые пайки
в зависимости от своей должности, которую
они занимали в официальной системе
государства. Другие же несли военную,
полицейскую и административную службу,
проживая в больших домах типа казарм или
общежитий и получая незначительное
жалованье.
Некоторая часть
самураев жила и в деревне, выполняя там
административные функции по надзору за
крестьянами, сбору налогов и т.д. и получая
иногда землю в аренду для ее возделывания.
Эти самураи — гёси — находились в наиболее
выгодном с экономической точки зрения
положении, так как всегда имели средство
существования — землю. Постепенно они
практически перестали отличаться по своему
положению от обычных крестьян, и лишь два
меча, положенные им по закону, напоминали о
том, что изначально их обладатели были
воинами.
Вне сословия самураев
стояли ронины, бывшие буси, в большинстве
своем вставшие на путь разбоя и грабежей.
Установившийся при
сёгунате Токугава мир лишил самураев
возможности воевать, огромное количество
воинов (около 10% всего населения Японии)
было обузой для страны. Самураи выполняли
не свойственные им в принципе чиновничьи
функции, не производя никакого
общественного продукта и существуя за счет
государства.
Начиная с эпохи
Гэнроку (1688–1704) вся военно-феодальная
система начала переживать серьезный кризис.
Усиление экономической роли низших
сословий торговцев и ремесленников привело
к зарождению капиталистических отношений,
в которых самураи не могли найти себе
достойного места. Не получающие
достаточного содержания, буси вынуждены
были покидать службу и заниматься делами,
недостойными воинов: торговать, осваивать
ремесло, преподавать науки и боевые
искусства. Многие влачили жалкое
существование.
В условиях
экономического и социального кризиса
оказалось, что тяжелее всего было
поколебать дух настоящего воина. Социально-этические
нормы воинского сословия, сложившиеся на
протяжении веков в сложную и не знающую
мировых аналогов систему взглядов и правил
поведения самураев — Бусидо,
оказались настолько сильны и живучи, что их
не смогли сломить никакие перемены. Сложные
для всех буси годы Гэнроку неожиданно дали
всплеск активности Бусидо. В этот период
были написаны книги, излагающие суть
воинственной самурайской морали и принципы
следования воинскому долгу, — «Будо сёсин-сю»
(«Начальное наставление о воинском
искусстве») и «Хагакурэ» («Сокрытое в
листве»).
Новую функцию получили
и многочисленные школы боевых искусств.
Теперь, когда для умелых в прошлом воинов
преподавание бу-дзюцу стало единственным
источником существования, они постарались
сделать свои школы инструментом сохранения
и передачи из поколения в поколение
истинного самурайского духа.
Гражданская война
1866–1869 гг., когда был свергнут режим
военного правительства Токугава, стала
последней войной в истории самураев. Они
сражались в армиях обеих сторон, но
независимо от того, на чьей стороне
оказалась бы победа, сами самураи победить
уже не могли. Реставрация МЭЙДЗИ в 1868 г.
привела к необратимым изменениям в жизни
буси.
Император Мэйдзи со
своими сторонниками предпринял энергичные
шаги по реформированию государства по типу
западных монархий. Не в последнюю очередь
эти реформы коснулись и самураев.
В 1871 г. указом
императора была сформирована новая армия
численностью около 100 000 человек. В отличие
от прежних времен, воинов набирали
призывным способом, причем не только из
воинского сословия, но и из всех остальных.
В 1876 г. самураям был нанесен последний удар
— запрещено ношение мечей. Их эпоха
кончилась.
|